Мезеский дневник [В. Данилов] (fb2) читать постранично

- Мезеский дневник 37 Кб скачать: (fb2)  читать: (полностью) - (постранично) - В. Данилов

[Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

В. Данилов МЕЗЕСКИЙ ДНЕВНИК

В томительном ожидании

Подходил к концу март, а весной и не пахло. По утрам держалась сплошная облачность, днем временами проглядывало солнце, к вечеру или снег начинал падать, или после златоперого заката мороз схватывал так, что в роще неподалеку аж трещали деревья. В лесу и поле снег лежал высоким плотным ярко-белым покрывалом, которое в солнечный день слепило глаза, как зимой.

Прилетели грачи, но их пока мало. На днях видел одного: глухо покрякивая, плетет старательно в одиночку гнездо на вершине березы. Видать, вскорости прилетит и подруга…

Начался апрель. Теплые солнечные лучи разогнали наконец хмурую завесу. Вдоль шоссе, журча и посверкивая, потекли первые весенние ручейки. В палисадниках возбужденно загомонили воробьи.

И забеспокоилось сердце рыболова: куда «направить свои стопы», где сейчас будет добрая подледная рыбалка?

На мой очередной нетерпеливый звонок один из близких знакомых (такой же страждущий рыболов, как и я) с явным облегчением ответил: «Сегодня в двадцать два часа с Ярославского в Кострому, едем на Мезу».

День первый

В Кострому приехали ранним утром. На автобусной станции диспетчер объявил, что до Ямково, куда предложил нам ехать наш новый знакомый Иван, автобусы не ходят. Пришлось ехать в Сущево — место, никому из нас неведомое.

В автобусе нам сказали, что от Сущево до Мезы километров девять-десять, не меньше.

Выйдя в Сущево, мы еще километра полтора прошли вперед по дороге до следующего небольшого села — Невежина.

В селе остановились на постой в просторной избе. Застали собирающихся домой, в Москву, постояльцев, таких же, как мы, рыболовов, которые прожили тут три дня. Расспросили их о рыбалке. Один из них показал нам свой улов в основном подлещики.

Оставив хозяевам — дяде Васе и тете Варе — свои рюкзаки и лишнюю одежду, мы направились к реке.

Моросил дождь. Дул боковой ветер. Идти, лавируя между замысловатыми колдобинами обледеневшей дороги, было с непривычки делом тяжелым. Но иного пути не было.

Иван совсем раскис. Он тащился позади всех в полурасстегнутом полушубке, в модных темных очках, и на лице его застыла гримаса добровольного мученика.

Мои товарищи — Саша и особенно Михаил — подтрунивали над Иваном:

— Ваня, ты бы очки-то снял, а то дождь так и не кончится.

— Смейтесь, смейтесь, — парировал Иван беззлобно. — Вот покажется солнце — запоете по-другому! Я на той неделе пропал бы без очков.

— То на той неделе, а на этой без плаща погибель…

— Ну бог с вами, придется снять очки, а то и впрямь дождь не кончится, да и вы в покое не оставите, — пропыхтел Иван.

Как бы там ни было, а дождь, когда мы миновали лес, вышли к водохранилищу, все-таки прекратился. Ветер же дул с прежней силой. Прямо в лицо. Дорога по льду водоема (колея с успевшей подмерзнуть за ночь водой) была еще тяжелей. Напрямую же к реке пройти было совсем невозможно: пол коркой обледеневшего снега по колено стояла вода.

И вот подошли к реке. Обозначенная чуть выступающими из-подо льда и поросшими кое-где кустами лозняка берегами, она была метров семнадцать-двадцать в ширину и, казалось, убегала от кого-то, пыталась замести следы — так часто петляло ее русло.

Участок, куда мы пришли, считался «низом». Все рыболовы стремились к верхнему течению реки, где уже чернели малые группы и большие скопища «рыцарей пешни и мормышки».

Стоило нам ступить на лед Мезы, как усталость вмиг улетучилась, словно и не было десяти километров разбитой дороги. Михаил с Александром ходко держали курс к главному «лагерю» рыболовов. Мы с Иваном шли не спеша, часто останавливались, чтобы поговорить с встречающимися по пути рыболовами. Из разговоров стало ясно, что основная масса рыбы еще не зашла в эти края. Изредка попадались сорога и лещ, зато жадно хватал насадку ерш.

Оставив позади несколько излучин с оседлавшими их колониями рыболовов, мы с Иваном приткнулись на «авось» у левого берега в скромном, ничем не примечательном месте. Я опустил в старую лунку мормышку средней величины. Вот уже под лед ушел один метр лески, два, три, но дна все нет. Значит, здесь сильное течение. Сдвинулся метра на три ближе к берегу. Опустил вначале пустую мормышку в старую лунку. Глубина около двух метров. Поднял мормышку с частым подергиванием на полметра — никакого результата. Повторил прием — снова ничего. Насадил крупного мотыля и опустил приманку прямо на дно. Стал ждать, поглядывая на сторожок. Не прошло и минуты, как он дрогнул и резко согнулся. Я подсек и почувствовал значительное сопротивление рыбы. Осторожно подтянул ее к лунке. Это была сорога граммов на шестьсот-семьсот. Иван, сидевший метрах в семи, оставил свое место, подошел ко мне и сел у соседней лунки. Однако наши попытки поймать здесь еще хоть что-нибудь так и не увенчались успехам.

Смотав удочки, направились выше по реке, поближе к нашим товарищам.